Для любой деятельности нужны мотивация или стимул.
Чтобы активизировать ребёнка, нужно либо донести до него «надо», либо увлечь его «хочется». И чем меньше ребёнок, тем больше опора на «хочется».
⠀
Можно вовлечь ребёнка в соревновании «кто быстрее оденется?»;
Можно создать игровую ситуацию: съемки супер-боевика «успеть за 5 минут одеться и спасти мир»;
Можно искать компромисс: «давай ты сам наденешь штаны, а с кофтой я помогу»;
Можно действовать через личную потребность ребёнка: «хочешь прийти в группу самым первым? Тогда нам нужно выйти через 10 минут. Скорей одеваться!»
⠀
Есть такой анекдот. Объявление: «Сделаем ремонт. Быстро, качественно, недорого. Выберите любые два пункта.» С ребёнком похожая ситуация: «Сборы в садик. Быстро, качественно, самостоятельно. Какие два пункта выбрать?»
⠀
В ситуации, когда вы куда-либо торопитесь, можно помочь ребёнку, а навык самостоятельного одевания тренировать, когда у ребёнка есть личная заинтересованность в этом, когда в случае опоздания негативные последствия почувствует он, а не мама.
⠀
Самостоятельность легко развивается из личной заинтересованности и потребности. Через давление: «я кому сказала», через шантаж: «а то дома одного оставлю», через критику: «вечно ты самый последний», формируется негативное отношение к процессу, в дальнейшем при любой возможности ребёнок будет избегать самостоятельных действий.
⠀
Развитие самостоятельности – это всегда задача поиска подходящей для ребёнка мотивации. Оцениваете её не с позиции «зачем это надо маме», а с позиции «зачем это надо ребёнку».
Ситуация: раздеваемся после прогулки. Ребёнок валяется на полу и ноет, что не хочет раздеваться сам. Если ребёнок не заболел, не истощен (тут, конечно, нужно помочь), чётко выразите свою позицию: отступать не намерена. Рано или поздно до ребёнка дойдёт, что ныть бесполезно.
⠀
Можно сказать:
«Я сама раздеваюсь, и ты сам разденься. Я знаю, ты справишься.»
«Не могу тебе помочь. Я сейчас занята приготовлением ужина.»
«Нет. Пожалуйста, сделай это сам. Ты умеешь.»
⠀
Подберите те слова, которые вам ближе. Важно не ЧТО именно вы скажите, а КАК. Нужна спокойная уверенность.